|    В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ    |   

      Образование нового времени
      В. М. Данильченко
      Доцент кафедры общей педагогики, старший научный сотрудник Комсомольского-на-Амуре педагогического университета,
      Выпускница программы «Актуальные вопросы современности» (CI) – 2001

      Интернационализация культуры, науки и образования – устойчивая тенденция, которая в настоящее время и в ближайшем будущем будет настойчиво требовать подготовки человека к жизни и взаимодействию в поликультурной и многосоциальной среде.

      В первую очередь это касается деятельности и личности учителя, который уже сегодня должен учить мыслить глобально и действовать локально, а значит – подготовлен (или переподготовлен) к этому сам.

      По мировым стандартам современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, исследователь и создатель многовариативных программ, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

      Стратегию педагогического образования составляют развитие и саморазвитие личности, способной свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемой школы, модернизации образования в соответствии с требованиями современности. Однако реализация этой стратегии значительно отстает от жизни.

      Существующее в наше время обучение и воспитание основано на дидактической теории, созданной великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским более четырех веков назад. Но современные тенденции развития образования выводят на необходимость поиска новых подходов к обучению тому, как надо мыслить и действовать в новых условиях на рубеже нового тысячелетия. Поэтому нужна новая теория обучения, которая ведет образование в будущее, к новому образу мышления и новому стилю жизни.

      Такая теория есть – это теория критического мышления, которая мало известна и пока еще не востребована в отечественном образовании. Но чтобы не отстать от мировых процессов развития образования, необходимо знать, правильно оценить и применять все лучшее в зарубежной педагогической теории и практике, в том числе и критическую теорию, так как она может способствовать эффективному развитию критического и творческого мышления, а значит, развитию отечественного образования и культуры.

      «Творчество» в целом означает поиск или создание нового, неизвестного – скажем, решение неизвестной проблемы или задачи. В общем, то же самое происходит и с «критичностью» (в широком и правильном ее понимании).

      Для того, чтобы увидеть, что критическая теория более современна в своём применении, чем дидактическая, предлагаем сравнить их по отношению к разным элементам воспитания и обучения.

      Дидактическая теория стремится – в качестве основного требования к педагогическому процессу – научить правильно излагать (т. е. уметь сформулировать правильно) чью-то идею, в то время, как главная задача критической теории – научить правильно думать самому. В критическом мышлении также следует обратить внимание на трактовку мыслей; обучение при этом должно быть пополнено растущим жизненным опытом, который помогал бы учащимся собирать, анализировать, оценивать факты и явления действительности.

      Согласно дидактической теории, знания независимы от мышления, которое порождает, формулирует и применяет их. Критическая теория утверждает, что всё содержание знания порождено, сформулировано, синтезировано, оценено мышлением.

      Эталоном образованной личности в дидактической теории является знающий, начитанный, эрудированный человек, который, в сущности, является как бы хранилищем разнообразных знаний, подобно энциклопедии или картотеке. Образованная, начитанная личность верит в истину и является искателем правды, в результате чего она добывает новые знания. Природу обучения в дидактической теории составляют знание, понимание, истина, которые могут передаваться посредством вербального общения в форме лекций или дидактического научения. Но учащиеся должны беспрекословно слушаться учителей. Учащихся не учат, как слушать и как учиться – это прививается самосознанием посредством силы воли. Согласно анализу статуса вопросов, учащиеся, у которых вопросов нет, учатся хорошо (то есть они получают хорошие оценки), а учащиеся, у которых много вопросов, учатся плохо (то есть они получают плохие оценки). Сомнения и вопросы ослабляют абсолютную веру и хорошую дисциплину. Плохая дисциплина влияет на оценку знаний учащихся. Таким образом, при традиционном обучении основные знания, умения, навыки можно получить под руководством учителя без применения критического мышления, но эти знания, умения и навыки не будут продуктивными.

      Эталоном же образованной личности в критической теории является начитанный, логично мыслящий человек, что характеризует действительно образованного человека, который постоянно приобретает новые знания на основе собственного интереса и постоянного поиска истины. Природу критического обучения составляют знания, которые не могут передаваться одним человеком другому (то есть учитель не может вложить свои знания другому), так как человек может делиться способами своего обучения и овладения знаниями, умениями, навыками. При этом учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания до профессионализма, критически развивать и совершенствовать себя. Процесс обучения должен сопровождаться соответствующими вопросами и подробными ответами, включением диалогов и обсуждением проблем. Те учащиеся, у которых никогда нет вопросов, практически не учатся, в то время как выявление специфических вопросов является важным признаком критического осмысления и понимания. Как показывает практика, спокойные классы с хорошей дисциплиной меньше приобретают продуктивных знаний, чем те, где частые разговоры учащихся концентрируются на жизненных ситуациях, что является практическим признаком эффективного обучения.

      Согласно дидактической теории, знания лучше всего усваиваются, когда их разбивают на небольшие группы (элементы, порции), которые, в свою очередь, разбиваются на подгруппы и преподаются последовательно для автоматического усвоения часто без практического применения. В критической же теории знания усваиваются целенаправленно и систематически, когда они преподаются целостно (от целого к частям). И "целостности", которые мы изучаем, связаны с другими целостностями, так же, как и их части (элементы) связаны между собой. Данное положение позволяет понять, что мы не сможем сознательно постичь глубоких знаний в какой-то области, пока не узнаем, как она связана с какой-то другой областью знаний, как они вместе с другими областями знаний способствуют нашему развитию и совершенствованию.

      Дидактическая теория утверждает, что люди могут получить достаточные знания, не увлекаясь ими и не ценя их. Следовательно, такое образование существенно не изменяет ценностей учащихся. Согласно критической теории, люди получают необходимые и настоящие знания тогда, когда они их интересуют, увлекают, и когда эти знания ценятся ими. Все другие знания поверхностны и несущественны. Такое образование, которое основано на критической теории, изменяет ценности, мотивацию учащихся и превращает их в вечных учеников, постоянно занимающихся самообразованием и самосовершенствованием, в разумных и образованных людей, способных быть успешными и эффективными в современном мире.

      С новым тысячелетием к нам пришло время, когда каждому человеку необходимо получить комплекс экологических, экономических и юридических знаний в системе глобального образования и рационально использовать Интернет как инструмент непрерывного самообразования. Глобальное образование открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне; действительно каждый может стать «человеком мира» – это реальность современного Глобального образования, а перспективы его непредсказуемы.

      Особую роль в этом играет личность и деятельность учителя. Личность учителя в Глобальном образовании – это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта, вечного ученика, ищущего и принимающего всё новое, ведущего за собой подрастающее в тревожном и быстро меняющемся мире. Деятельность учителя никогда не была так трудна, ещё никогда раньше ему не приходилось конкурировать с глобальной информационной системой и использовать ее в педагогических целях.

      При этом позиция педагога рассматривается как система всех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной действительности и педагогической деятельности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, к себе и к миру.

      Обновляемое в инновационной деятельности российских учителей образование (обучение и воспитание), имеющее значительный позитивный опыт, высоко ценимое в мире, при всех его достоинствах, в основе своей имеет дидактическую, а не критическую теорию, и все еще остается массово-репродуктивным, а не индивидуально-творческим, развивающим проблемное, критическое мышление, исследовательский стиль деятельности каждого учащегося, обучая сомневаться, удивляться, критиковать, подвергая все сомнению.

      Будет ли востребована критическая теория в нашем обществе, в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого в свою очередь зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире.

      Литература:
      1. Вульфсон Б.Г. Высшее образование на Западе на пороге 21 века: успехи и нерешенные проблемы. М.: Педагогика. Ч. 3. 1999.
      2. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М., 1997.
      3. Данильченко В.М. Развитие педагогического стиля деятельности в Глобальном образовании. Комсомольск-на-Амуре, 2001.
      4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ “Эксперимент”, 1995.
      5. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса: Пер. с англ . М.., Новая школа, 1995.
      6. Лиферов А.П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образованиии. М., 1993.
      7. Малькова З.А. Образование в мире на пороге 21 века. М.,1991.
      8. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. №5. 1997.
      9. Реформы образования в современном мире (Под ред.Б.Л.Вульфсон и З.А.Мальковой). М., 1995.
      10. Kennedy, Paul. PreparingfortheTwenty-FirstCentury. NewYork: RandonHouse, 1993.
      11. Richard W. Paul “Critical Thinking“ {Foundation for Critical Thinking}, Santa Rosa, 1993.
      12. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1995.
      13. Waters M. Globalization. London – New York, 1995. P.3.
      http://www.irex.ru/press/pub/polemika/16/dan/

* При использовании материалов с сайта активная гиперссылка на источник информации http://www.kt-lospo.com ОБЯЗАТЕЛЬНА!